Франк, Сезар
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ф >

ссылка на XPOHOC

Франк, Сезар

1822-1890

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Сезар Франк

IGDA

СЕЗАР ФРАНК

Франк, Сезар (Franck, Csar Auguste) (1822–1890), французский композитор, уроженец Бельгии. Сезар Огюст Франк родился 10 декабря 1822 в Льеже (ныне Бельгия). Он учился в Льежской, а затем в Парижской консерватории. По воле отца, который хотел, чтобы сын стал концертирующим пианистом-виртуозом, Франк в возрасте 11 лет принял участие в конкурсе в Льеже и получил первую премию. В студенческие годы сочинил несколько циклов фортепианных вариаций; они не представляют интереса с художественной точки зрения, но демонстрируют разнообразие технических приемов фортепианной игры. К тому же периоду относятся Большие сонаты (Grandes Sonatas) и Первая симфония для большого оркестра (Premire Symphonie Grand Orchestre), по-видимому, исполненная в Орлеане в 1841. В 1835 семья Франка переехала в Париж, и поскольку Сезар был слишком молод для поступления в консерваторию, он брал частные уроки у А.Рейхи. Однако вскоре Рейха умер, и Франк продолжил занятия с Леборном и с П.Циммерманом. В 1837 он в порядке исключения был принят в Парижскую консерваторию. Как известно, в 1823 директор консерватории Л.Керубини отказал в приеме Ф.Листу как иностранцу, а Франк к моменту поступления тоже не имел французского гражданства. В конце первого своего консерваторского года Франк получил вторую премию по классу фуги. В 1838 он получил первую премию по классу органа.

Первые серьезные композиторские опыты Франка относятся к 1842 и 1843: это Три концертных трио (Trois trio concertants) для скрипки, виолончели и фортепиано – официальный «первый опус» музыканта. Трио были напечатаны по подписке, причем в начале подписного листа стояли имена Дж.Мейербера, Д.Обера, Г.Доницетти, Ж.Галеви и Ф.Шопена. Лист, с которым Франк завязал дружеские отношения, был настолько поражен цельностью последней части третьего трио, что убедил автора издать ее как отдельное законченное произведение.

В 1843 Франк создал свое первое крупное сочинение – ораторию Руфь (Ruth), которая получила высокую оценку Мейербера и Г.Спонтини. Примерно тогда же он получил место органиста в церкви Нотр-Дам-де-Лоретт.

Первыми значительными сочинениями Франка стали органные Шесть пьес (Six pices pour grande orgue, 1860–1862). К этому времени он перебрался в церковь Сен-Жан-Сен-Франциск в Маре, а оттуда в церковь Сен-Клотильд, где и исполнял обязанности органиста до конца своих дней. Среди других произведений этого периода – симфоническая поэма Что слышно на горах (Ce qu'on entend sur la montagne) по В.Гюго (около 1846), комическая опера Батрак с фермы (La valet de ferme, 1851–1852) и оратория Вавилонская башня (La tour de Babel, 1865). Все они остались в рукописях, но Что слышно на горах – несомненно, хронологически первый образец жанра симфонической поэмы (любопытно, что позже Лист написал поэму на тот же сюжет). В 1869 Франк создал произведение, которое часто считают лучшим в его творчестве – ораторию в восьми частях для солистов, хора и оркестра Заповеди блаженства (Les Beatitudes, 1869–1879).

В 1872 Франк получил место профессора органа в Парижской консерватории. Так было положено основание тому, что позднее получило название «великой традиции». Консерватория ориентировалась прежде всего на оперный жанр; органный класс Франка стал по существу композиторским классом, который посещали не только официальные ученики Франка, но все, кто готов был воспринять новые принципы обучения, основанные на изучении творчества Баха и Бетховена.

Молодое окружение Франка, в котором царил дух творчества, стимулировало созидательную деятельность композитора, формирование его собственной эстетики. В 1879 он закончил прекрасный фортепианный квинтет (1878–1879). Весьма плодотворными оказались и следующие несколько лет (1882–1886), когда появился ряд сочинений: симфоническая поэма Проклятый охотник (La chasseur maudit, 1882) – дань композитора романтизму и влиянию Г.Берлиоза; Джинны для фортепиано с оркестром (Les Djinns, 1884); прелюдия, хорал и фуга для фортепиано (1884); Симфонические вариации для фортепиано с оркестром (Variations symphoniques, 1885); скрипичная соната ля мажор (1886 – подарок к свадьбе великому скрипачу Э.Изаи); прелюдия, ария и финал для фортепиано (1886–1887).

Симфония ре минор (1886–1888), впервые исполненная в 1889 Обществом концертов консерватории, была встречена публикой недоброжелательно, однако Франк продолжил работу над струнным квартетом ре мажор (1889). Исполненный в 1890, квартет имел оглушительный успех – это был долгожданный триумф композитора. Следующим опусом стали величественные Три органных хорала (Trois chorals, 1890), превосходные, вдохновенные образцы его вариационной техники. Жизнь композитора оборвалась внезапно: он попал в уличную катастрофу и скончался в Париже 8 ноября 1890.

Значение творчества Франка трудно переоценить. Он не только создал собственную школу, но и кардинально обновил французскую музыкальную традицию. Он доказал, что национальный дух не замыкается в стенах оперного театра и что во Франции может создаваться симфоническая музыка высочайшего европейского класса. Он поднял органные жанры из трясины благополучного сенсуализма на уровень, сопоставимый с творениями Баха; то же самое относится и к фортепианным жанрам – два больших цикла Франка можно поставить рядом с любыми бетховенскими фортепианными сонатами. Он был очень талантливым педагогом, и среди учеников Франка немало выдающихся музыкантов – В. д'Энди, Э.Шоссон, П. де Бревиль, Г.Ропарц, А.Дюпарк; мнение Франка много значило для таких разных композиторов, как Ж.Бизе, Э.Шабрие, П.Дюка. С огромным уважением к личности и творчеству Франка относился Дебюсси. Следует особенно выделить хроматическое письмо, свободное употребление Франком нонаккордов и выразительность его модуляций – гармонический язык композитора указал его последователям путь преодоления шаблонов; много нового внес Франк и в область циклических форм.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас"


Литература:

Рогожина Н. Сезар Франк. М., 1969.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС